Защита прав потребителей – это личное дело самих потребителей. Но жизнь непредсказуема, и каждому из нас придется столкнуться с этой проблемой.
Защита прав потребителей – это защита нами, как покупателями, своих прав, предусмотренных ЗУ «О защите прав потребителей».
Если во время действия срока гарантии при эксплуатации товара обнаружен недостаток, потребитель вправе требовать пропорционального снижения цены, устранения этого недостатка бесплатно либо возмещения затрат на его устранение. Если этот недостаток является существенным, то покупатель, на свой взгляд, вправе либо вернуть обратно продавцу товар, забрав деньги, либо произвести замену на точно такой или аналогичный товар.
Если Вы не имеете гарантии, то на протяжении 2 лет можно смело обращаться к продавцу со своими требованиями. Любые требования покупателя рассматриваются продавцом только при наличии техпаспорта или иного, подтверждающего продажу, документа.
Потребительские требования предъявляются именно продавцу, где покупался товар, поскольку именно предприниматель отвечает за качество проданного Вам товара согласно п.30 Приказа Минэкономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.
Если Вы изъявили желание вернуть обратно товар, забрав деньги, продавец сделать это обязан сразу же на момент обращения, пересчитав стоимость. Если возврат денег того же дня невозможен, то он осуществляется в любой другой, но не позже 7 дня. Это же касается и товаров продовольственного характера ненадлежащего качества, если их срок годности еще действует. Поэтому не покупайте продукты, где срок годности истек или же не установлен.
Заявление о замене товара подлежит незамедлительному удовлетворению. Если вдруг товар отсутствует, тогда замена происходит в течение 2 месяцев после подачи соответствующего заявления.
При устранении недостатков гарантийное обслуживание не должно превышать 14 дней, если нет договоренности о другом сроке. Срок гарантии при этом увеличивается на все время ремонта.
Покупатель имеет шанс во время первых 14 дней поменять товар надлежащего качества, когда он не устраивает его по форме, цвету и т.д., на аналогичный. Товар при этом не должен использоваться, должны быть в сохранности все ярлыки, пломбы, потребительские свойства, внешний вид, упаковка, все документы, выданные при продаже.
В случае отсутствия в продаже аналогичного товара покупатель приобретает другой товар, имеющийся в наличии, с перерасчётом стоимости, возвращает свои деньги в полном размере стоимости товара, либо же ждет поступления в продажу подобного товара.
Любое заявление (2 экз.) составляется письменной форме со всеми реквизитами, отдается лично продавцу (о чем ставится отметка) либо отправляется почтой.
Если в досудебном порядке решить спорный вопрос не удалось, нужно обращаться в суд, подавая исковое заявление.
Защита прав потребителей – это очень сложный процесс, требующий немалых усилий, знаний, нервов.