Приезжая в Украину, многие иностранные подданные решают остаться тут для постоянного проживания. Но чтобы легально и постоянно жить в одном из населенных пунктов страны, официально трудоустроиться необходимо оформить постоянный или временный вид на жительство, который позволяет гражданам находиться в стране, без оформления виз. Один из наиболее разумных способов – приобретение вида на жительство. Что такое ВНЖ, где его можно получить, какие основания и бумаги нужны для этих целей? Эта статья поможет ответить на все вопросы.
Что из себя представляет вид на жительство?
Вид на жительство представляет собой официальный документ, позволяющий иностранным гражданам жить в Украине длительное время (при этом основание для этого может быть постоянным или временным). В соответствии с действующим законодательством, представители Государственной миграционной службы обязаны рассмотреть и дать ответ на заявление о приобретении временного вида на жительство в течение десяти календарных дней. Постоянный вид на жительство возможно получить в течение одного года.
ВНЖ бывает постоянным и временным. Главная отличительная особенность этих бумаг – длительность действия. Постоянный ВНЖ подразумевает бессрочный срок действия (меняется только при исполнении человеку 25 лет или 45 лет), а временный позволяет жить в стране от 1-го до 3-х лет (при этом у иностранцев есть шансы продлить разрешение).
Помимо того, что нужно знать, как получить временный вид на жительство в Украине, требуется учесть, что в начале текущего 2018 г. правила оформления ВНЖ были изменены (особенно в отношении подданных РФ):
- ГМС внедрила новую форму бланков удостоверений;
- постоянный ВНЖ теперь требуется переоформлять с регулярностью 10 лет;
- дети обязаны получать отдельные удостоверения.
Отметим, что все старые бланки, которые были выданы до 2018 года, будут действовать до того момента, пока не кончится их срок годности.
Кто имеет возможность получать постоянный вид на жительство?
Множество иностранных подданных задумываются, как получать ВНЖ и кто может это делать? Для его приобретения гости страны сначала должны обзавестись иммиграционным разрешением (нормы Закона «Правовые статусы иностранных подданных»).
Требования Закона «Об иммиграции» гласят, что существует две категории лиц, пользующихся правом приобретать ВНЖ. К первым относятся иностранцы, которые успели обзавестись иммиграционной квотой:
- культурные и научные деятели, которые могут принести стране пользу;
- специалисты высоких квалификаций;
- бизнесмены, готовые вкладывать свои инвестиции в экономику на сумму минимум $100 000;
- полнородные братья, сёстры, дедушки, бабушки, внуки, внучки украинских граждан;
- лица, ранее уже имевшие гражданство Украины, но по каким-то причинам решившие стать подданными других государств;
- родители, официальные мужья/жёны и несовершеннолетние дети гостей страны (людей, оформивших ПМЖ);
- люди, ставшие беженцами и получившие убежище (только через 3 года проживания);
- лица, которые относятся к жертвам торговли (спустя 3 года со дня приобретения данного статуса).
Ко второй категории принадлежат те иностранные граждане, у которых нет квоты, но есть желание приобрести разрешение на проживание в городах Украины:
- супруги граждан Украины (если они в браке уже более 2 лет);
- родители или дети украинцев;
- люди, которые пользуются правом приобрести гражданство на основании территориальной принадлежности (это право регламентировано Законом «О гражданстве»);
- опекуны или попечители украинских граждан, а также лица, опекаемые подданными страны;
- люди, попадающие под государственный интерес.
Если гражданин другого государства, желающий приобрести вид на жительство, находится в одном из городов Украины, то необходимые удостоверения выдаются вместе с иммиграционными разрешениями. Люди, которые постоянно проживают в другом государстве, обязаны сначала обзавестись иммиграционным разрешением, чтобы въехать через границу Украины, а затем представители консульства уже будут оформлять соответствующую визу (при обращении в учреждение). Данные бумаги действительны 12 месяцев с момента оформления.
В согласии с Постановлением КМ №1983, датированным 26 декабря 2002 года, порядок получения бумаг для ВНЖ совершается представителями МВД, которые занимаются гражданскими, иммиграционными и регистрационными вопросами в отношении иностранных лиц. После того как удостоверение оформлено и вручено, человек официально становится иммигрантом. С этого времени его права и обязанности отличаются от прав и обязанностей иностранцев в плане действующего законодательства. Иммигранты могут официально трудоустраиваться на любую должность, при этом больше нет необходимости получать визы и разрешения для проживания.
Документы, которые требуются для приобретения постоянного вида на жительство
С тем, как получать ПМЖ в Украине, мы уже разобрались. Теперь рассмотрим следующий вопрос – какие документы потребуются для приобретения удостоверений. Полный список бумаг регламентирован Порядком оформления свидетельств для получения права жить в Украине. К основным документам относят:
- бланк заявления для выдачи удостоверений;
- паспорт иностранного подданного, иммиграционная карта, ксерокопии паспорта следующих страниц: личная информация, виза, пересечение украинской границы;
- оригинал перевода личного удостоверения, заверенный нотариусом;
- копия заверенного в нотариальной конторе иммиграционного разрешения.
Если иностранный подданный одновременно оформляет иммиграционное свидетельство и вид на жительство, то дополнительно требуется подавать такой перечень документации (предусмотренный действующим законодательством):
- 4 фотокарточки 35х45 мм, напечатанные с использованием матовой бумаги;
- оригинал квитанции, свидетельствующий об оплате государственной пошлины;
- ксерокопия справки о постановке на налоговый учёт, которая была выдана представителями налоговой службы (при наличии).
Список бумаг, которые позволяют сделать ВНЖ, часто изменяется от того, владеют ли конкретные иностранные подданные правом получать указанный вид свидетельств.
Необходимое время и стоимость получения вида на жительство
Действующие законодательные акты и нормы гласят, что представители специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти, которые занимаются вопросами иммиграции иностранцев, обязаны выдавать удостоверения постоянного ВНЖ за 10 дней с того момента, как заявитель подал необходимый пакет документов. Но предварительным этапом оформления постоянного вида на жительство является получение разрешения на иммиграцию, что занимает около года. Но на практике время оформления и выдачи таких удостоверений может сильно отличаться от требований, установленных действующими законами Украины. Что касается стоимости получения ВНЖ, то таблица с тарифами утверждена Постановлением Кабинета министров №795, датированным 04 июня 2007 года (тарифы ежегодно пересматриваются).
На время и цену влияет несколько факторов:
- список документов, которые имеются у заявителей;
- необходимость срочного оформления удостоверения;
- страна, подданным которой является заявитель и многие другие факторы.
Чтобы определить точную стоимость и длительность оформления ВНЖ, требуется обратиться в территориальное отделение Государственной миграционной службы Украины.
Права иностранцев, получивших вид на жительство
Каждый иностранец, который оформляет удостоверение для постойного проживания в Украине, обязан знать, что даёт данное свидетельство, какие преимущества и возможности он получает:
- беспрепятственный въезд через государственную границу без виз в любое время (пока действует ВНЖ);
- отсутствие ограничений сроков нахождения в городах Украины, что выгодно отличается от краткосрочного нахождения (90 суток);
- не нужно получать соответствующее разрешение для официального устройства на работу;
- возможность совмещать несколько должностей, чего нельзя делать при получении отдельных разрешений;
- исключение потребности тратить деньги на государственные сборы (страховка для медицинского обслуживания, налог консульства и др.), которые являются обязательными в отношении иностранцев, въезжающих в страну.
Особенности оформления ВНЖ
Процедуры получения ВНЖ в Украине являются сложными и многоуровневыми, из-за чего требуется сразу быть готовым, что время может затянуться. Иностранные подданные на обязательном основании должны обосновывать, почему и зачем им нужно получать ВНЖ. Эти процедуры будут быстрыми и простыми, если заявитель является:
- близким родственником украинца;
- бывшим украинцем, переехавшим на постоянной основе в другое государство и получив там гражданство;
- уроженцем Украины.
Предоставление документальной доказательной базы права о получении ВНЖ – это только первая стадия во всей процессии. На втором этапе следует получение и предоставление в ГМС таких бумаг:
- иммиграционных разрешений;
- справок, подтверждающих отсутствие судимостей;
- справок о семейном положении;
- другой документации, которая обусловлена индивидуальными случаями.
Самостоятельно справиться со сбором необходимых документов иностранцам очень сложно, а иногда даже невозможно из-за языкового барьера. Именно поэтому они могут воспользоваться услугами специальных компаний, которые оказывают помощь в оформлении постоянных и временных ВНЖ. Также фирмы помогают продлить срок действия уже оформленных удостоверений, сделать и нотариально заверить перевод паспорта и других личных бумаг иностранцев, а также предоставить другие необходимые услуги для иностранцев. Так подданные других государств могут значительно ускорить процесс и повысить шансы на получение ВНЖ.